HOME DIRECTIONS SCHEDULE NEWSPAPER "GLAS" CHURCH STORE PARISH PHOTOS ADMINISTRATION DONATIONS PRAYER
ДОМОЙ КАК ДОЕХАТЬ РАСПИСАНИЕ ГАЗЕТА "ГЛАС" ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ФОТОГРАФИИ ПРИХОДА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ МОЛИТВА
Русская Православная Церковь
Святых Царственных Мучеников

г.
Рино, Невада
Holy Royal Martyrs of Russia
Orthodox Church
 
Reno, Nevada

 

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

Кровь его на нас  

(Из слова архиепископа Иоанна, (Максимовича), сказанное им в брюссельском Храме-Памятнике Царю-Мученику в 1962 году)

      Убийство императора Николая II и Его семьи является исключительным как по виновности в нем Русского и других народов, так и по его последствиям. Не сразу оно совершилось, подготавливалось постепенно.

      Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к Нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано полного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всех полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. «Народ безмолвствовал» сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего делано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и Его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми многими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.

      Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоде себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.

       Кровь его на нас и на чадах наших. Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.

       Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.

 

Назад

 

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

На смерть Императора Николая II

 

 

Не в Петропавловском соборе,

Среди гробниц других царей,

Не в пышном траурном уборе,

При свете трепетный свечей,

            Царь Николай Второй с семьею

            Почил до Страшного Суда.

            Его с могилою иною

           Венчала горькая судьба.

Зимой над нею вьюга взвоет

Сугробом снега заметет,

Весной ее кустарник скроет

И след травою зарастет

Взамен священных песнопений,

В созвучьях скорбных панихид,

Взамен рыданий и молений

Суровый лес вокруг шумит.

Лети же птицей быстрокрылой

Скорбь неизбывная с мольбой

И там, над брошенной могилой

Шепни: - «С святыми упокой».

               Автор неизвестен. 1919 год

 

Назад

 

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

        А есть ли нам что терпеть?  В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить. Во-первых, веру святую блюди и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веря, что все от Господа нашего исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби и за утешение. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, - надо перенести. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по- христиански – все же перетерпеть неизбежно, так лучше же перетерпеть по- христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, паче всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.

Святитель Феофан (Затворник Вышинский)

Назад

 

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

Риза Господня и Россия

(предание и быль)

К положению честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Празднование совершается 23 (10) июля

         23 июля Положение ризы Господней в Успенском СобореРусская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве - в память обретения этой святыни в 1625 г. История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон - Риза Господня - по жребию достался одному из воинов: "Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чем будет, - да сбудется реченное в Писании: " разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий"" (Ин 19. 24)

Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания. По одному из преданий

воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию.

В 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, который заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу. (Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; в 1879 г. они были изданы,)...Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: "И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди". Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а "неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется", стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: "Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных".

Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) – в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих. В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; (указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор). 

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней: одна часть Ризы называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред. Поэтому в 1681 г. было издано особое повеление: "...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять". По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, "в крепости".

        Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. . Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения.

В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения – каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились уже пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна – в Ярославль.

        Секретарь за обер-прокурорским столом А. Н. Муравьёв в 1837 г., рассказывая о посещении великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II),  ризницу Успенского собора, в частности, отметил: "Его высочество вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на всё его потомство".

        Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. В роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. А.С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета.

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, та же участь, что и другие святыни, в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, что касается "пушкинской" части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся...

Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в Московском Успенском соборе. "Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году", – свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после "изъятия" церковных ценностей корреспондент газеты "Берлинер Тагеблатт" Пауль Шеффер. Святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".

Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице.

В конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции. 9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Теперь к ней отовсюду притекают паломники.

Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, в чём повинны "новые неблагодарнии", память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России:

"Риза честная Твоя, Владыко,
яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая,
одежду исцелений дарова нам".
 
 

Архимандрит Августин (Никитин) Из журнала «Истина и жизнь» №№ 7-8 2006 года

 

Назад

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

ДУХОВНАЯ ПРОЗА

НЕ МСТИ

Солнце склонилось к западу, монастырь погружался в тихий сон, умолкли голоса, опустел двор обители, иноки разошлись по кельям.

Стемнело. Вдруг поспешные шаги послышались во дворе, кто-то торопливо шел по направлению к кельи старца Сисоя. То был престарелый монах, отец ризничий. Дойдя до кельи старца, он трижды постучал в дверь и, услышав за дверью молитву, торопливо вошел в келью.

В углу перед  иконами, у аналоя, на которым   лежало раскрытое Евангелие, стоял старец Сисой. На вид ему было лет около семидесяти, длинная седая борода спускалась почти до пояса.

«Прости, отче, что помешал тебе, нарушил молитву, - начал вошедший. – У нас случилось несчастье».  - «Говори, брат, в чем дело?». – «Два молодые инока горячо спорили между собой; брат Феофил оскорбил брата Павла, и теперь Павел возгордился местью. Только и говорит, только и твердит: «Я отмщу ему! До тех пор не успокоюсь, пока не отомщу ему за обиду». Страшно на него смотреть! Мы пробовали его уговаривать, убеждать – ничего не помогает, твердит свое».

«Пошли его теперь же сюда, ко мне», - сказал старец. Отец ризничный вышел прошло несколько минут и за дверью снова послышалась молитва.

«Аминь!» - ответил старец. В келью вошел инок. Лицо его было сурово и гневно, брови крепко сдвинуты, глаза горели недобрым огнем, стиснутые скулы дрожали. Он был  бледен, как полотно. 

Старец пристально посмотрел на вошедшего. «Ты не просишь брата? – спросил он. – «Нет!..»  - отрывисто отвечал Павел.  – «Хорошо, - продолжал старец. - Мсти. Но всякое дело надо начинать с молитвой. Давай помолится!..»

Павел с недоумением посмотрел на старца и опустился вслед за ним на колени.

«Боже! – начал Сисой. – Уж мы больше на Тебя не надеемся; Ты не пекись о нас, не мсти за нас, за себя мы сами мстим...».

Горькие рыдания прерывали слова старца. – «Довольно! Довольно, отче!  - молил Павел, с плачем бросаясь к ногам старца. Понял я безумие мое, благодарю тебя, что научил! Все прощаю брату, да простит и мне Господь!».

Ласково поднял Сисой склоненного юношу и обнял его. – «Верь мне, сын мой, - сказал он. – Что всякий, терпеливо сносящий обиды, без труда спасается; а кто гневается на ближнего, тот все свои добродетели губит и делается рабом дьявола». 

( Из сборника «Христос – жизнь наша». Сост. Е. Сумароков)

 Назад

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ

Наступил день памяти святой равноапостольной Ольги. В  этот день Оля надела своё самое нарядное платье и пошла с мамой к литургии. В церкви ее все поздравляли, а после причастия мама дала ей пять рублей и разрешила купить то, что она захочет.

Из церкви мама пошла домой, а Оля направилась вдоль по набережной, чтобы что-нибудь купить.  Cтояло лето. На набережной было много отдыхающих. На лотках продавали мороженое, сладости и газированную воду.  Оля встала в очередь за мороженным, но пока стояла, стала думать о том, что мороженое так быстро съешь, и ничего не останется.

«Куплю-ка я себе изюм в шоколаде! Его можно будет надолго растянуть».  Оля вышла из очереди и пошла дальше.  Навстречу ей шла девочка с огромным воздушным шаром. Оля очень любила воздушные шары.  -  «Да, лучше купить шарик».

Но у столика с шарами Оля увидела большую афишу: «НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЦИРКЕ». – «Цирк! Вот куда я хочу попасть. Это стоит и мороженого, и шаров». Оля закрыла глаза и представила, как замечательно побывать в цирке.

«Сегодня, конечно, нельзя пойти, потому что будут гости, но можно  сходить в цирк завтра с подружкой Валей», - решила Оля.

            Оля в раздумье пошла дальше и тут увидела у скамейки старого музыканта. Он был в сером потертом и заплатанном костюме. На его шее висел галстук, но такой старый, что скорее походил на тряпочку.  Оля совсем уже было ушла с набережной, как вдруг услышала позади себя скорбные звуки флейты – это заиграл музыкант. Флейта пела печально и трогательно. Оля остановилась и прислушалась. Музыкант играл, а флейта рассказывала о нищете и одиночестве. Казалось, флейта плакала и в своём плаче говорила о том, что переживал старый музыкант.

            У Оли выступили слезы на глазах. – «Бедненький, ведь ему нечего есть, - подумала Оля, и ей стало так жал его, что она готова была остановить всех прохожих и попросить их помочь несчастному.

            И тут она вспомнила о своих пяти рублях.  – «Ничего, обойдусь без цирка, мороженого и шаров, лишь бы ему помочь».  Оля твердым шагом направилась к музыканту. Она подошла к его потертой шляпе и положила туда свои деньги. Потом подняла глаза на музыканта и увидела столько признательности в его взгляде, что невольно произнесла: «Да поможет вам Бог». 

            Теперь она бежала домой с такой радостью в сердце, какую никогда в жизни не испытывала.

            Когда Оля  зашла в квартиру, мама сразу заметила радость дочки и спросила: «Ну, что ты купила Оленька?». Оля немного растерялась, а потом ответила: «Мама, я отдала деньги нищему музыканту». Она посмотрела на мама, чтобы понять рассердилась ли маму, но мама ответила: «Молодец, доченька. Ведь давая деньги нищим, ты подаешь Самому Христу».  – «Знаешь, мама, - оживилась девочка, - я никогда в жизни не испытывала такой радости, как сегодня».

            «Видишь, - ответила мама, целуя дочку. – Ты отдала своё земное достояние, и Господь воздал тебе небесной радостью. Такая же, но несравнимо большая радость ожидает праведников на небесах».  

            Оля улыбнулась и прошла в комнату. Начали собраться первые гости. Пришла соседка-подружка Валя и подарила Оле большой воздушный  шар. Когда же вернулся с работы отец, то вручил Оле два билета в цирк – для нее и для Вали.

            «Да,- подумала Оля. – Если бы я купила шар или билеты в цирк, то они были бы у меня лишними. А теперь как раз столько, сколько нужно».

            В следующее воскресенье Оля с мамой пошли в церковь. У входа  они встретили старого музыканта. Хорошо одетый старый музыкант подошел к Оле и улыбаясь сказал: «В тот день твоими молитвами Господь действительно помог мне. Мне предложили очень хорошую работу». – «Да что я, - смутилась Оля. – Ведь в тогда был день памяти святой княгини Ольги, она и помогла вам». 

            Оля с мамой и музыкантом вместе вошли в храм, и все поставили свечки у иконы святой Ольги, просветительницы Русской земли.

 (Татьяна Недоспасова)

Назад

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

HOME DIRECTIONS SCHEDULE NEWSPAPER "GLAS" CHURCH STORE PARISH PHOTOS ADMINISTRATION DONATIONS PRAYER
ДОМОЙ КАК ДОЕХАТЬ РАСПИСАНИЕ ГАЗЕТА "ГЛАС" ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ФОТОГРАФИИ ПРИХОДА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ МОЛИТВА