HOME DIRECTIONS SCHEDULE NEWSPAPER "GLAS" CHURCH STORE PARISH PHOTOS ADMINISTRATION DONATIONS PRAYER
ДОМОЙ КАК ДОЕХАТЬ РАСПИСАНИЕ ГАЗЕТА "ГЛАС" ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ФОТОГРАФИИ ПРИХОДА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ МОЛИТВА
Русская Православная Церковь
Святых Царственных Мучеников

г.
Рино, Невада
Holy Royal Martyrs of Russia
Orthodox Church
 
Reno, Nevada

 

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения.

Вознесение - это  переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и зависит от даты Пасхи. Вознесение как бы завершает пасхальный период. Этот праздник всегда приходится на четверг на сороковой день после Пасхи. Число 40 - не случайное. Во всей Священно p131260.jpgй истории это было время окончания великих подвигов.             

По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

Сорок дней являлся Иисус ученикам, разделял с ними трапезу, разрешал осязать  Свое тело, «дабы посредством созерцания и осязания внедрилась в их души непоколебимая вера». Когда же после долговременного общения была удалена всякая тень сомнения, что видели они не призрак, а живого Христа воскресшего, когда преподано было им все, что нужно, тогда Он «отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 45-52).

Откуда происходит радость этих людей? Они должны были быть в печали: ведь их возлюбленный учитель отошел от них. Прежде всего они получили обещание, что Он вернется. Кроме того, не обещал ли Он приход «другого Утешителя» - Духа истины, который наполнит их радостью? Но главное – они знают, что Тот, который был взят от них, жив, что Он пребудет с ними до конца времен, что Он ушел приготовить им место у Отца.

Тело Христово вознеслось на небо, и это Тело открывает нам всем Царские Врата Неба, чрез которые мы сможем проникнуть вслед за ним, чтобы воссесть, как и Христос, одесную (то есть по правую руку) Отца. Да, Врата Неба ныне открыты.

Вознесение завершает дело Сына, начатое Его Воплощением. Взяв на Себя падшее человеческое естество, «приняв образ раба», Он уничижил Себя Самого, смирив Себя, был послушным «Даже до смерти, и смерти крестной...». Посему и Бог превознес Его превыше небес, превознес с Ним и нашу природу.

Вознесение – это прославление Христа уничиженного, а также прославление и нашей природы, которую Он вознес и спас от падения и смерти.

Тропарь праздника Вознесения Господня

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,

Радость сотворивый ученикам,

Обетованием Святого Духа,

Извещенным им бывшим благословением,

Яко Ты еси Сын Божий,

Избавитель мира.

 

Назад 

 bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

ИКОНА ПРАЗДНИКА

 Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к V в., указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Посмотрите на икону праздника (Новгород, 1543 г.). В верхней части ее, в середине концентрических кругов, изображающих небо, видим Христа, сидящего во славе: правой рукой Он благословляет своих учеников, а левой держит свиток, изображающий Его Слово, которому Он учил на земле. Справа и слева от Него два Ангела. Светящиеся одежды Христа символизируют Его прославленное Тело: со времени Воскресения Оно больше не принадлежит законам земной природы.

Внизу иконы – апостолы с Богородицей и два Ангела. Одеяние Ангелов, несущих Христа, такого же цвета, как и у апостолов, а два Ангела, стоящие около Богородицы, одеты в белые ризы. Почему?

Ангелы в цветных одеяниях – свидетели воплощения и страстей: Христос восходит на небо со Своим прославленным Телом. Оно несет на себе следы распятия. Что касается двух ангельских мужей в белых одеждах, то они напоминают тех, которые в день Воскресения явились женам-мироносицам у гроба Спасителя, чтобы возвестить, что Он жив!

Таким образом икона говорит, что человеческая природа, символизированная ангельской одеждой цвета крови и земли, - отныне на небе. В то же время Божественная природа, символизированная белым цветом одеяний Ангелов, говорящих с апостолами, отныне на земле. По словам св. Афанасия Великого, «Бог вочеловечился для того, чтобы человек обожился».

Посмотрите на апостолов. Почему их двенадцать? Иуда ведь предал Христа и отпал от учеников, а Матфия выберут вместо него лишь после Вознесения. Апостолов двенадцать, потому что с одиннадцатью учениками изображен апостол Павел. Он не был со Христом до страстей, но видел воскресшего Христа по дороге в Дамаск. Изображение Павла на иконе означает, что видение Церкви – не временное видение: пребывание вместе в Царстве Божием со Святым Духом разрывает границы времени и пространства.

Одни апостолы указывают на Христа и на небо, другие молитвенно взирают на Богородицу, которая символизирует собою Церковь. И еще одна особенность композиции иконы – небо и земля снова соединены Богородицей и Ее сыном, образуя крест. Силою жертвы Христа на кресте природа, потускневшая из-за греха, вновь обретает чистоту и прозрачность.

Праздник Вознесения - это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба, и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о Небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. НЕБО - это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос. 

Назад

 bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

ТРОИЦА – СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Прошло семь недель по воскресении Иисуса Христа. Была середина лета.... Приближался праздник Пятидесятницы, - радостный праздник жатвы. Как во время Пасхи в храм приносили первый сноп ячменя, так и в день Пятидесятницы Господу приносились, как благодарственная жертва, два хлеба из свежей пшеничной муки. Этим исполнялось прекрасное завещание отцов, что первый плод, который приносит земля, должен всегда принадлежать Богу. Только после этого люди могли собирать с полей свой ежедневный хлеб...

Ученики Иисуса... собрались по обычаю в верхней горнице. У учеников было радостное, приподнятое настроение. Для них, созерцавших десять дней тому назад вознесение Иисуса, праздник Пятидесятницы с его древними псалмами получил новое высшее значение. В аккордах ветхозаветных песнопений слышались им звуки Нового Завета, говорившие о вечной любви Божественной, о Пасхе, вознесении, о спасении всего погибшего человеческого рода. Во вдохновенных сердцах своих они восчувствовали обещанное Спасителем крещение Духом Святым и огнем – вечное доказательство для них, для всех, кто примет их слово, что Тот, Кто взят был от них на небо, будет с ними всегда до конца мира.

С небес послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом, и явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. Это был не ветер, а только шум ветра в его бурном стремлении, это был не огонь, а нечто подобное колеблющимся языкам пламени, которые светились, но не жгли, - верный символ Святого Духа. Теперь они поняли, что разумел Предтеча, когда говорил на берегах Иордана: «Тот (Грядущий по мне) крестит вас Духом Святым и огнем». ... Исполненные этой божественной силой, они и «начали говорить на иных языках, как  Дух давал им провещавать».

Среди устремившихся к ним было много пришедших к празднику иноземцев. Св. Лука называет присутствующих из пятнадцати стран. И не было никого, кто бы вдруг не узнал в речах и словах учеников своего отечественного наречия. Еще более, чем разнообразие наречий, слушателей и очевидцев поразило содержание речи Апостолов.

В первый раз прозвучала радостная ликующая весть Пасхи в городе, где был распят Иисус. Теперь ученики стояли, как древние пророки, полные величия и достоинства, и пламенного красноречия. Из ряда учеников выступает муж с благоговейным молитвенным выражением лица. О нем было сказано: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою!». В первый раз ему пришлось брать свой пастырский жезл, врученный ему в одну из незабвенных минут Господом со словами: «паси овцы моя». Громко раздавался его голос с кровли дома, когда он произносил перед собравшимся народом первую в мире христианскую проповедь. Смелость его слов могла принести ему верную смерть. Здесь, посреди врагов, он громко и бесстрашно возвещал всем, что распятый восемь недель тому назад Иисус есть некто иной, как Сын Божий, есть веками ожидаемый Царь и Мессия.

Бывают мгновения, когда наконец истина, которую долго не осмеливались произносить, и которая лишь  в тишине прочищала себе дорогу в сердца людей, действует, как порох. Такая минута и настала теперь для открытой проповеди о божественном посланничестве и божественном достоинстве распятого Иисуса. И крестилось в тот день около трех тысяч человек. И начала таким образом устрояться Церковь Христова, Царствие Божие на земле.

Дивная перемена совершилась в этот праздничный день с Церковью Христовой! Утром Его ученики представляли из себя только презренную кучку опальных людей, достойных смеха. А вечером три тысячи людей из всех стран мира уверовали в Иисуса и образовали многочисленную Церковь. Утром еще казалось, что дело умершего Христа окончательно отошло в вечность. Теперь, в вечерние часы, по улицам Иерусалима двигался целый сонм христиан.

Ученики поняло слово, сказанное им их Учителем два года назад, что поле уже готово к жатве и что они некогда будут жать посеянное Им. Они поняли, что именно печальная смерть их Господа должна служить сильнейшим связующим средством, чтобы не только этот народ, но и бесчисленные миллионы соединить в один народ, простирающий свои руки к Его кресту. И весь чудный ход этого дня, открытое прославление посрамленного имени Иисуса, собрание великой церкви, - все служило для них великим доказательством того, что не они, а их вознесшийся Господь Сам основал Свою Церковь на земле, что Он не вдали от них, но действительно, осязаемым образом, дает чувствовать истину того слова, с которым Он за несколько дней пред этим разлучился с ними: «и се Я с вами во все дни до скончания века!»

Что же такое Церковь? Нам часто кажется, что Церковь – это дом Божий, куда мы приходим, чтобы молиться. Но это не совсем так. Дом Божий – всего лишь здание, храм, готовый принять в себя Церковь.  Церковь – союз человеческих совестей, по словам митрополита Антония Храповицкого.

За 3 тысячи лет до Рожества Христова жители Вавилона, которые отличались высоким культурным уровнем и гордились своими знаниями и наукой, были уверены, что они могут добраться до неба собственными силами. «Сделаем себе памятник!», - сказали они. И хотели таким образом приобрести божественную силу, которая дала бы им возможность владеть всей землей. Они были сильны. Бог им был больше не нужен. Но Господь смешал языки и рассеял их по всей земле.

И вот мы разбросаны одни от других; никто больше никого не понимает; расы и нации, социальные и партийные группы ненавидят и уничтожают друг друга. Даже в семье люди разобщены. Каждый закрыт в клетке своего эгоизма – меня не понимают! Все идет скверно – без Создателя. Люди не могут ни общаться друг с другом, ни включиться в Творение: Вавилонская гордыня разрушила единство и гармонию мира. Человек отдалился от Бога. Но не праведных пришел спасать Христос, а грешных. Бог не оставил нас. Он позволил нам узнать все последствия нашей гордыни и эгоизма, дает изведать бездну падения и отчаяния. И Бог предпринял восстановление падшего мира – новое творение. Он послал Сына Своего, Который, родившись в человеческом теле и будучи безгрешным, приняв на себя самое страшное последствие греха – смерть, тем самым спас падшего человека от этих последствий. Так Иисусом Христом, Богочеловеком, Новым Адамом был открыт путь для нового Человека. А чтобы каждый из нас мог вырасти в меру нового Человека, Он посылает нам Святого Духа: это - Пятидесятница. Церковь получает дар единения, а человек – возможность спасения. Дух сошел впервые, чтобы освятить свидетелей Воскресения Христова. И сходит сейчас, и будет сходить до скончания времен, ибо Церковь – это длящаяся Пятидесятница. 

 

Назад

bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

ЦАРСКАЯ СТРАНИЦА

ЦАРЬ И СОЛДАТЫ 

В то время как образованные слои общества готовились изменить своему монарху, в простом народе чувство любви к царю было крепким. Армия же всегда встречала государя с особенным восторгом. Граф Д.С. Шереметев рассказывает о нескольких случаях, которые как нельзя лучше характеризуют отношение царя к солдатам и любовь последних к нему.

Во время посещения передовой царь делал смотр войскам и нашел их подготовку безупречной. «Государь стоял на шоссе, а корпус был на обширном поле, - вспоминал граф. – Государь обратился к генерал-адъютанту Иванову и, будучи в отличном расположении духа, горячо благодарил его за все, что он видел. Тогда генерал-адъютант Иванов обратился к Государю с просьбой. Он доложил Его Величеству, что в рядах одного из пехотных полков находится разжалованный полковник, который был разжалован за то, что, при исполнении служебных обязанностей, дал пощечину генерал-майору. Этот полковник, будучи нижним чином, доблестно сражался и заслужил при общем уважении все четыре степени Георгиевского креста. Если милость Государя на то соизволит, его прощение и возвращение в прежний чин было бы радостью для всего корпуса. Государь с видимым удовольствием приказал вызвать  его из рядов. И тут произошла незабываемая всеми картина.

Полк, где находился тот полковник, стоял в каре насупротив Государя в самом крайнем отдалении. Генерал-адъютант Иванов, выйдя вперед, мощным голосом прокричал: Его Величество Государь Император требует к Себе рядового такого-то полка такого-то. Эта команда, подхваченная ближайшим начальством, пошла по всему фронту и, раскатываясь все далее и далее, наконец потонула где-то далеко на самой окраине поля.

Войска замерли, и чувствовалось, что взоры тысяч людей обращены на N-ский полк. И вдруг мы увидели как от самого дальнего фронта выделилась маленькая серая точка. Она все ближе и ближе подвигалась быстрым бегом через все необъятное поле, наконец, обрисовался облик солдата в защитной шинели с винтовкой в руках, а затем уже и сам солдат, запыхавшись, подбежал к канаве и, перепрыгнув через канаву, встал, вытянувшись перед Его Величеством. Это был немолодой человек, уже с проседью. Лицо его, несмотря на бег, было смертельной бледности, только глубокие глаза впились в лицо Государя.

Государь, с Ему одному при сущей лаской и мягкостью в голосе, посмотрев на него своими лучезарными глазами, сказал спокойным и ровным голосом: «Генерал-адъютант Иванов просил меня, в воздаяние ваших геройских подвигов, простить вам вашу вину. Возвращаю вам бывший чин полковника и благодарю вас за службу».

Я смотрел в лицо полковника. Он задрожал с головы до ног. Крупные капли слез потекли из его глаз, и он прерывающимся от волнения голосом воскликнул: «Ваше Императорское Величество, я жизнь свою отдам за Вас».

Мы стояли потрясенные и растроганные. Генерал-адъютант Иванов вытирал платком слезы, а я с трудом сдерживал свое волнение. Я был умилен Государем и потрясен Его спокойствием, выдержкой, силой духа. Такие минуты не забываются. Вот где доброта и чудное сердце царя выявились воочию перед всеми присутствующими  при этом необыкновенном случае».

Тот же Шереметев рассказывает, что вечером того же дня царь неожиданно появился на станции, где находилось множество раненых, ожидающих эвакуации. И здесь произошел еще один волнующий эпизод.

«Среди персонала, сестер милосердия и раненых неожиданное появление Государя произвело потрясающее впечатление.  Никто не ожидал Его тут увидеть. Государь обошел всех раненых, милостиво разговаривая и расспрашивая, и во время того обхода подошел к одному раненому, умиравшему офицеру, который лежал на полу. Государь опустился возле него на колени и подложил руку ему под голову. Офицер узнал Государя. Государь сказал ему: «Благодарю за вашу службу, у вас есть семья?». Он ответил тихим голосом: «Жена и двое детей». Государь ему сказал: «Будьте спокойны, я их не оставлю», Офицер перекрестился и сказал: «Благодарю, Ваше Вели...» - и скончался».

 

Назад

 bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

ПО МОЛИТВЕ МАТЕРИ
(Быль)

 

«Много есть необъяснимого на свете. Бывают чудеса и в наш неверующий век», - произнес наш хозяин, отставной моряк, прохаживаясь взад и вперед по столовой. В подтверждение своих слов, он рассказал нам следующий случай из его жизни.

Я был мичманом, молодым веселым юношей. Плавание наше в тот раз было очень трудное и опасное. Океан угрюмо шумел... Я отлично помню тот вечер. Все кругом было спокойно. Матрос зажег нам лампу...В окна каюты долетали сердитые брызги океана.

Вдруг мы слышим поспешные, твердые шаги капитана и заключаем по его походке, что он раздражен чем-то. Наш командир был очень добрый человек, но суровый на деле и взыскательный.  Мы страшно боялись его...

«Господа,- сказал он, остановишь в дверях каюты, - кто позволил себе сейчас пробраться в мою каюту? Отвечайте». Мы молчали изумленные, недоуменно переглядываясь. – «Кто-же? Кто был сейчас там, - грозно повторил он, и, вероятно, прочтя полное недоумение на наших лицах, быстро повернулся и ушел наверх. Там грозно зазвучал его голос. Не успели мы опомниться, как нам  было приказано явиться наверх. Наверху выстроилась вся команда, все наши люди.

«Кто был у меня в каюте? Кто позволил себе эту дерзкую шутку?» - грозно спросил капитан. Общее молчание и изумление было ему ответом. Тогда капитан нам рассказал, что лишь только прилег он в своей каюте, как слышит в забытьи чьи-то слова: держи на юго-запад, ради спасения человеческой жизни. Скорость хода должна быть не менее 300 метров в минуту. Торопись, пока не поздно.  Мы  слушали рассказ капитана и удивлялись. Тем не менее было решено идти в указанную сторону.

Рано утром мы все были уже на ногах и толпились на палубе. Рулевой молча указал на видневшийся вдали черный предмет. Через полчаса мы увидели невооруженным глазом, что черный предмет был чем-то в роде плота, и на нем две лежащие человеческие фигуры. Это были матрос и ребенок. Волны заливали плот, еще немного, и было бы поздно.

Капитан, как самая нежная мать, хлопотал около ребенка. В конце концов ребенок согрелся и крепко уснул. Через два часа пришел в себя и матрос, и заплакал от радости. «Господи, благодарю Тебя, - воскликнул матрос, простой парень, - видно, матушкина молитва до Бога дошла...».  Мы все обступили его, и он рассказал, что его корабль разбился о подводные камни и затонул... Сам он уцелел каким-то чудом на оставшейся части корабля. Ребенок был чужой, но дитя ухватилось за него в минуту опасности и спаслось вместе с ним.

«Матушка, видно, молится за меня, - говорил матрос, благоговейно крестясь и смотря на небо.  Вот в кармане и письмо ее ношу при себе... Спасибо родной моей..». И он вынул письмо, написанное слабой рукой малограмотной женщины. Мы перечитали его все и оно произвело на нас сильнейшее впечатление. Последние слова его помню как сейчас, были: «Спасибо, сынок, за твою память и ласку, что не забываешь ты старуху. Бог не оставит тебя. Я день и ночь молюсь за тебя, сыночек...Сердце мое всегда с тобой. Чую им все твою горести и беды и молюсь за тебя. Да благословит тебя Господь и да спасет и сохранит тебя мне».

Матрос, видимо глубоко любил свою мать и постоянно вспоминал о ней. Спасенный ребенок, семилетний мальчик, полюбился капитану, человеку бездетному; он решил оставить его у себя.

 Вот и вся история, господа! Я рассказал вам сущую правду. Дивны пути Провидения! Велика сила материнской молитвы! Много есть на свете таинственного, необъяснимого, непонятного слабому человеческому уму.

( Из сборника «Христос – жизнь наша». Сост. Е. Сумароков)

Назад

 bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)bwflourishB2.gif (tourquoise design) 242x17 (transparent)

 

HOME DIRECTIONS SCHEDULE NEWSPAPER "GLAS" CHURCH STORE PARISH PHOTOS ADMINISTRATION DONATIONS PRAYER
ДОМОЙ КАК ДОЕХАТЬ РАСПИСАНИЕ ГАЗЕТА "ГЛАС" ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА ФОТОГРАФИИ ПРИХОДА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ МОЛИТВА